На домашнюю страницу сайта Российско - Бразильского делового и культурного сотрудничества
Место страны в международных рейтингах
Согласно докладу о мировом рейтинге конкурентоспособности Global Competitiveness Report 2010-2011, опубликованному в материалах Мирового Экономического Форума (2011), Бразилия находится на 58 месте среди 139 стран (Россия – на 63). Однако по такому параметру, как «инновации и развитие экономики знаний» (innovation and sophistication), она занимает 38 место (Россия – на 80 месте). При этом, страна отстает по таким базовым показателям, как например, уровень развития здравоохранения и начального образования (87 место в мире).
По данным экспертов Мирового Экономического Форума, количество собственных разработок в Бразилии немного превышает количество покупаемых лицензий (29 место в мире по технологической самостоятельности и способности к инновациям), 29 место у страны также по показателю «инвестирование частных компаний в НИОКР», по уровню качества научно-исследовательских учреждений Бразилия находится на 42 месте, а по уровню обеспеченности научными и инженерными кадрами – на 68.
Некоторые продукты и технологии, разработанные и созданные в Бразилии, имеют высокую конкурентоспособность и ценятся в других странах: автомобили, самолеты, программное обеспечение, волоконная оптика, электрические приборы и т. д.
История формирования НИС
Построение национальной инновационной системы Бразилии начиналось в условиях провозглашенной государством политики индустриализации и проходило в условиях относительно закрытых микро- и макроэкономических процессов.
В первой половине 20 столетия бразильская экономика традиционно полностью зависела от импорта сельскохозяйственной продукции и мировых цен на кофе, зерно и т.д. О сколько-нибудь заметном росте собственной промышленности можно говорить с начала политики протекционизма и импортозамещения, которую проводили правительства Жетулиу Варгаса (1950-1954) и Жусели́ну Куби́чека (1956-1960). Начиная с этого периода и до самого начала 1980х годов сформировались существенные черты индустриальной и торговой политики Бразилии. На каждом этапе построения национальной инновационной системы правительством определялись приоритетные для развития отрасли национальной промышленности, которые защищались государством от иностранной конкуренции - путем строгих процедур лицензирования и введения высоких тарифов на импорт. Несмотря на несколько попыток либерализации торговли (1966, 1988, 1990), экономика страны сохраняла ярко выраженную протекционистскую структуру.
Другим важным элементом бразильской индустриальной политики является регулирование в области прямых иностранных инвестиций. Бразилия всегда была открыта для мультинациональных компаний, однако их деятельность на бразильском рынке не способствовала трансферту новых технологий местным фирмам, а всего лишь помогала проводить политику импортозамещения.
Защита собственного производителя дорого обходилась бразильской экономике, и правительство находило компенсационные механизмы – налоговые льготы, возврат пошлин и другие прямые субсидии, чтобы увеличить конкурентоспособность своих экспортеров на мировом рынке. В 1972 году начала действовать специальная государственная программа BEFIEX, которая позволила бразильским фирмам-экспортерам ввозить новое оборудование с освобождением от каких бы то ни было пошлин и сборов.
На начальном этапе построения НИС (до середины 1950х) усилия правительства были сосредоточены на создании сети институтов, вовлеченных в исследовательские, технологические и индустриальные проекты. В 1947 году был создан Центр аэрокосмических исследований (СТА), сыгравший значительную роль в развитии бразильского самолетостроения. В 1951 году образуется Национальный Совет Научных и Технологических Исследований (CNPq), первоначально продвигавший атомные программы, и являющийся и по сегодняшний день важным институтом финансирования государственных исследований, особенно в университетских научных центрах. В 1953 году создается Банк Развития Бразилии, имеющий сегодня более значительную капитальную базу, чем Всемирный банк, и остающийся главным институтом долгосрочного финансирования в Бразилии.
После военного переворота (1964-85), когда стагнационные тренды начала 1960х были преодолены, и экономика немного стабилизировалась, правительством был инициирован ряд инвестиционных проектов в рамках Планов Национального Развития (1972-74 и 1974-79). Эти проекты были направлены на «узкие места» в инфраструктуре и некоторых базовых отраслях. Особое внимание к вопросам научного и технологического развития было характерно для правительств военной диктатуры. В рамках Банка Развития Бразилии в 1964 году создаются два фонда, прямо и косвенно финансирующие технологические инновации. Фонд FUNTEC финансировал обучение персонала, связанного с деятельностью университетских исследовательских центров. Фонд FINAME направлял финансовые средства на развитие машиностроения и совершенствование промышленного оборудования. В 1965 году было образовано Агентство Финансирования Исследований и Проектов (FINEP), до сих пор являющееся важным государственным предприятием по финансированию инновационных процессов.
В 1970х реализуются три Плана Развития Науки и Технологии. Первый (1973-74) был сосредоточен на увеличении финансовой базы поддержки развития технологий, второй (1975-1979) сфокусировал финансовые средства на развитии новых технологий в области новых источников энергии, микроэлектроники и аэрокосмической отрасти. Реализация третьего плана пришлась на 1980-1985 гг. – период стагнации и кризиса, поэтому все действия были направлены на переориентацию горизонтальных связей между частными и государственными структурами.
1972 год был обозначен также созданием важного института регулирования инновационной сферы – Секретариата Промышленных Технологий при Министерстве промышленности и торговли. Секретариат занимался вопросами защиты интеллектуальной собственности (патенты и торговые марки), координировал программы научных и технологических исследований, способствовал технологическому развитию частных и государственных компаний, регулировал трансферт технологий.
Несмотря на значительные институциональные сдвиги в сфере поддержки развития науки и технологии, неплохие показатели экономического роста (ВВП рос примерно на 7,5% в год в период с 1950 по 1980 гг.), Бразилия серьезно отставала от передовых индустриальных и некоторых азиатских стран по показателям R&D. Более 60 % денежных средств на развитие технологий поступали от государства, общий объем финансирования сектора R&D был чуть выше 0,6% ВВП, а само технологическое развитие происходило лишь в узком кругу компаний. При этом Бразилия также значительно отставала по вложениям в человеческие ресурсы.
В 1980-х годах Бразилия осуществляла политику протекционизма в области информационных технологий. Компании и чиновники были вынуждены использовать бразильское программное и аппаратное обеспечение. Это способствовало росту бразильских IT-компаний, однако, несмотря на их развитие и некоторые успешные продукты (такие, как клон MSX и SOX Unix), бразильские потребители вычислительной техники страдали от меньшего предложения по сравнению с иностранными конкурентами. Правительство постепенно увеличивало импорт, до тех пор, пока барьеры не были сняты. Бразилия IT-отрасль достигла замечательных успехов, особенно в области программного обеспечения.
Новый этап в развитии НИС начинается в 1990 году – толчок ему дали экономические реформы и либерализация торговли – тарифы значительно уменьшились, внешнеторговые барьеры были убраны. С 1991 года и по сегодняшний день реализуется масштабная программа приватизации. Большинство государственных предприятий были проданы местным или иностранным промышленным группам. Программа началась с продажи огромного сталелитейного завода USIMINAS (1991), продолжалась интенсивным избавлением от инфраструктурных, телекоммуникационных и иных предприятий. К 2003 году общие поступления от приватизации составили 27 миллиардов долларов. Экономические реформы способствовали повышению производительности труда – между 1990 и 1997 ее ежегодный рост составлял около 8%.
Однако проблема внешнего долга и стабилизации экономики, неизбежные последствия реформ, выразившиеся в падении многих экономических показателей – все это не давало правительствам сосредоточиться на определении долгосрочных стратегий в инновационной сфере. Отчасти можно утверждать, что положительная динамика предшествующих десятилетий была утеряна. Вступление Бразилии в ВТО потребовало модернизации законодательства, в том числе законодательство о защите интеллектуальной собственности было приведено в соответствие с международными стандартами. Стандарты качества продукции должны были быть сертифицированы по системе ISO, активное участие во введении новых стандартов принимало Министерство науки и технологии и Национальный институт метрологии и индустриального качества (Inmetro). Была принята специальная Программа качества и продуктивности.
Во второй половине 1990х Бразилия делает попытку вернуться к практике долгосрочного планирования. При президенте Кардозо принимаются два долгосрочных плана развития (1996-1999 и 2000-2003). Они не уделяли большого внимания развитию инновационной сферы, в большей степени были посвящены сбалансированию бюджета, введению новых форм менеджмента и региональной интеграции. Однако даже выполнение этих планов было затруднено сложной экономической ситуацией, процессами инфляции, уменьшением налоговой базы.
Лишь с приходом к власти президента Луиса Игнасио Лула да Силвы правительство вновь возвращается к формированию долгосрочной государственной политики в сфере развития науки и технологии. Новая индустриальная политика стала результатом долгой академической и политической дискуссии о приоритетах развития, методах и эффективности. В сентябре 2003 года несколько ключевых ведомств издали совместный документ (Rotero para una Agenda de Desenvolvimento), где были обозначены три основных приоритета: 1. совершенствование и развитие инфраструктуры; 2. повышение эффективности производства, особенно экспортных товаров; 3. повышение инновационного потенциала фирм, особенно ориентированных на экспорт. Косвенно этот документ признавал отставание национальной инновационной системы Бразилии, необходимость сотрудничества государственного и частного сектора в данной сфере.
В 2005 году президент Луис Инасиу Лула да Силва начал осуществлять программу "народный компьютер", чтобы способствовать широкому применению цифровых технологий с помощью государства и фиксированной минимальной конфигурацией. В рамках программы отказались от дорогой операционной системы Microsoft, поставляя бесплатную Linux с бразильскими настройками. Однако планы по созданию дешевого доступа в Интернет пока не увенчались успехом.
2006 год обозначен принятием так называемого Закона об Инновациях. Закон был призван способствовать трансферту технологий от исследовательского центра до массового производства. Правительство Бразилии хотело бы видеть инновации в качестве повседневной рутинной практики на предприятиях. В Банке Развития Бразилии открыта специальная программа финансирования предпринимателей и предприятий, которые хотят увеличить расходы на НИОКР, вводят новые продуктивные бизнес-процессы или новую высокотехнологичную продукцию.
Однако, по мнению экспертов, усилия правительства по повышению инновационного потенциала страны сводятся на нет суровыми макроэкономическими условиями, высокими процентными ставками, негибкой налоговой политикой и слабой скоординированностью действий основных участников инновационного процесса.
инфо: Unicamp Inovação (economy.gov.ru от 5 марта 2012)
В конце января 2012 года Министерством науки, технологий и инноваций Бразилии (MCTI) было опубликовано положение о Национальной стратегии в сфере науки, технологии и инноваций(Estratégia Nacional para Ciência, Tecnologia e Inovação (ENCTI)) на 2012-2015 годы. Стратегия определяет приоритетные программы развития отрасли, основные проблемы, источники финансирования и цели на ближайшие четыре года. На реализацию ENCTI планируется выделить около 40 млрд. долларов США. Из них 16 млрд. долларов США составят средства MCTI, 12 млрд. долларов США – средства других министерств и ведомств, 7 млрд. долларов США – средства федеральных госкомпаний (BNDES, Petrobras и Eletrobras) и 5 млрд. долларов США – средства штатов, управляемые местными Фондами - Fundações Estaduais de Amparo à Pesquisa (FAPs).
В намеченной стратегии выделены отрасли, научно-техническое развитие которых имеет приоритетное значение для бразильской экономики: информационные технологии и телекоммуникации, фармакология и медицина, нефтегазовый и военно-промышленный комплексы, авиация и космос, атомная энергетика, а также сферы, связанные с созданием и использованием экологически чистых источников энергии и поступательным социально-экономическим развитием страны.
В ENCTI также отмечаются основные задачи Бразилии в сфере науки, технологий и инноваций: сокращение научно-технического отставания от экономически развитых стран; расширение и укрепление бразильской экономики, основанной на естественнонаучных знаниях; увеличение научной базы для устойчивого развития окружающей среды; занятие страной достойного места в мировом сообществе; преодоление бедности и сокращение социального и регионального неравенства. С целью реализации вышеперечисленных задач правительство Бразилии планирует стимулировать инновационное развитие страны, подбор и подготовку квалифицированных рабочих кадров, укрепление научно-исследовательской базы и создание современной научно-технической инфраструктуры.
>
Структура НИС
Министерство науки и техники, созданное в марте 1985 года, включает в себя CNPq (Национальный исследовательский совет) и FINEP (Национальное агентство по финансированию образования и исследований). Это министерство также осуществляет прямой контроль над Национальным институтом космических исследований (Instituto Nacional de Pesquisas Espaciais - INPE), Национальным институтом амазонских исследований (Instituto Nacional де Pesquisas да Амазонии - INPA), Национальным институтом технологии (Instituto Nacional de Tecnologia - INT) и Отделом по управлению в сфере компьютеров и автоматических устройств - Secretaria de Política de Informática e Automação.
Фундаментальные исследования в основном проводятся в общественных университетах и исследовательских центрах и институтах, иногда - в частных учебных заведениях, особенно в некоммерческих неправительственных организациях. В 1990-х годах росло также число частных университетов и компаний. Однако более чем на 90% финансирование фундаментальных исследований идет из правительственных источников.
Прикладные исследования также в основном осуществляются в университетах и государственных центрах системных исследований, а не в частных компаниях. Причины практически монопольной позиции государства в сфере прикладных исследований кроется в недостаточной финансовой базе и недостаточной конкурентоспособности частных компаний, кроме того - в частном секторе высоких технологий в Бразилии доминируют крупные международные компании, которые в большинстве случаев не имеют собственных исследовательских центров в Бразилии (в большой степени по причине недостатка местных квалифицированных кадров).
Исключение из этого правила представляет отрасль телекоммуникаций и информационных технологий. Вслед за первым исследовательским центром IBM, появившимся в стране еще в 1970-х годах, собственные исследовательские центры в Бразилии открыли Motorola, Samsung, Nokia. Одним из стимулов для создания центров был так называемый "закон об информатике", который освобождал от некоторых налогов высокотехнологичные компании в области телекоммуникаций, компьютеров, цифровой электроники и т.д. Закон привлекает ежегодно более 1,5 млрд. долларов инвестиций в бразильский сектор частных исследований.
Финансирование исследований, разработок и инноваций в Бразилии приходит из шести основных источников:
Правительственные (федеральные, государственные и муниципальные) источники. Есть целый ряд государственных организаций, которые были созданы в основном в 1950-х годах специально для прямого продвижения и финансирования исследований, такие, как Национальный исследовательский совет (CNPq), (который теперь называется Conselho Nacional de Desenvolvimento Científico e Tecnológico) и Национальное агентство по финансированию образования и исследований (FINEP), как часть Министерства науки и технологий (MCT). Министерство является относительно новым, будучи созданным в 1990 году. До этих пор гранты на исследования на федеральном уровне предоставляло только CNPq. На уровне субъектов федерации, почти все штаты имели свои собственные общественные фонды для поддержки науки, следуя новаторскому (и весьма успешному) примеру штата Сан-Паулу, который создал свой фонд FAPESP в 1962 году . Как правило, создание этих фондов повлекло за собой изменения в конституциях штатов в 1980-х и 1990-х годах.
Косвенное финансирование через бюджеты государственных и частных университетов, институтов и центров. Некоторые университеты, такие как Государственный университет Кампинас, имеют свои собственные внутренние учреждения и фонды, с целью оказания поддержки разработок их студентов.
Публичные компании, такие как Embrapa (бразильское предприятие сельскохозяйственных исследований). Их источником дохода являются правительственные вливания (через распределение бюджетных средств по министерствам и государственным учреждениям) и доходы от реализованной продукции.
Промышленные, торговые частные компании и предприятия сферы услуг, открывающие свои исследовательские центры благодаря налоговым послаблениям со стороны правительства (например, "закон об информатике").
Национальные частные и некоммерческие объединения или пожертвования от частных лиц или компаний. Пример - фонд Банка Бразилии.
Финансирование другими странами, международными организациями и учреждениями, такими, как Фонд Рокфеллера, Фонд Форда, Межамериканский банк развития, Всемирный банк, ЮНЕСКО, Программа развития ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд дикой природы, Фонд Келлога, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Национальный научный фонд США, Фонд Volkswagen.
Образование в контексте НИС
По сравнению с другими странами, стремящимися встать на путь инновационного развития, уровень образованности населения и качество образования Бразилии остаются а довольно низком уровне. По данным на 1985 год, только 35% детей заканчивают в Бразилии среднюю школу, и только 1140 молодых людей из 100.000 поступают в высшие учебные заведения (для сравнения - 3600 в Южной Корее, 2080 в Тайване). При этом высшее образование в Бразилии концентрируется в основном на социальных науках, в то время как естественные науки и инженерное дело не являются престижными специальностями, и качество подготовки национальных кадров в этих сферах оставляет желать лучшего.
Одно из «узких мест» бразильской экономики — рынок квалифицированных кадров. По шкале Международной программы по оценке учащихся (тест PISA), Бразилия оказывается позади многих других развивающихся стран, подчеркивает The Financial Times.
Отчасти из-за низкого уровня образования рост производительности труда в стране за последнее десятилетие составлял всего 1,5% в год по сравнению с 4% в Китае, отмечает эксперт Колумбийского университета.
Дефицит профессиональных кадров сказывается на ситуации в растущих отраслях. По словам Рикарду Гедеша из рекрутинговой компании Michael Page в Рио-де-Жанейро некоторые компании-клиенты в процветающей нефтяной отрасли так отчаянно ищут сотрудников, что готовы платить практически любые суммы.
Источник http://gmu-countries.ru/инфо: economy.gov.ru от 27 января 2012
Одним из наиболее важных технологических достижений последнего десятилетия стало создание в Бразилии «Многопользовательской лаборатории нанонауки и нанотехнологий» (Laboratório Multiusuário de Nanociência e Nanotecnologia – Labnano), целью которой является удовлетворение потребностей государственных и частных исследовательских центров, а также компаний, в проведении нанотехнологических исследований. Лаборатория была открыта в ноябре 2011 года в штаб-квартире бразильского Центра физических исследований (Centro Brasileiro de Pesquisas Físicas - CBPF) в г.Рио-де-Жанейро и уже активно используется в деятельности университетов, научных работников и компаний. На ее создание было потрачено 3,8