В настоящий момент регулярных прямых рейсов из аэропортов России и СНГ в Бразилию нет. Эксперимент с сезонным прямым рейсом Трансаэро из Москвы в Рио-де-Жанейро, к сожалению, проавалился после первого сезона. Возможны лишь перелёты с пересадкой в аэропортах Европы, Азии, Северной Америки.
Самым крупным аэропортом Бразилии на данный момент является Международный аэропорт Сан-Паулу - Гарульюс, служащий хабом бразильских авиакомпаний TAM и GOL, выполняющих рейсы, в том числе, в некоторые страны Европы, Южной и Северной Америки. Среди прочих компаний, осуществляющих рейсы в этот аэропорт, имеются:
Европа: Лиссабон - TAP, Мадрид - Iberia, Амстердам и Париж - KLM-Air France, Лондон - British Airways, Франкфурт и Мюнхен - Lufthansa, Цюрих - SWISS International, Стамбул - Turkish Airlines.
Азия: Сеул - Korean Air, Тель-Авив - ELAL, Доха - Qatar Airways, и Дубай от Emirates.
Именно через этот аэропорт лежит самый простой путь в Бразилию из России. В особенности можно порекомендовать компании SWISS International и Turkish Airlines, билеты на которые из Москвы могут стоить менее 30 тысяч рублей. Ещё более дешёвые авиабилеты можно купить по акциям различных авиакомпаний, например, Lufthansa, но, к сожалению, такие акции малопредсказуемы и бывают не каждый год. Также дешёвые билеты предлагают американские компании, например, Delta, но при этом надо учитывать, что при пересадке в аэропортах Нью-Йорка или Майами требуется транзитная виза США, независимо от того, собираетесь вы выходить в город, или нет.
Вторым по величине международным аэропортом Бразилии является Международный аэропорт Рио-де-Жанейро Галеон. Сюда можно прилететь прямым рейсом из ряда европейских городов, включая Париж, Рим, Лондон, Мадрид, Амстердам, Франкфурт, Лиссабон, Порту и Стамбул. Цены на перелёты при этом несколько выше, чем в аэропорт Сан Паулу - Гарульюс, если речь не идёт о билетах, купленных по акциям. В 2011 году сюда был организован прямой рейс компании "Трансаэро" из Москвы, который, впрочем, был отменён уже через три месяца.
Прямые рейсы из Европы прилетают ещё в ряд городов Бразилии, в частности в Натал, Ресифи, Форталезу, Салвадор, Бразилиа, Белу-Оризонти, Камипнас и Порту-Алегри. В основном эти направления обслуживает португальская компания TAP из Лиссабона, но стоимость билетов при этом довольно высока, так что путешествующим самостоятельно лучше лететь до Сан Паулу или Рио де Жанейро, а далее пользоваться местными авиалиниями.
К сожалению, в силу исторических причин международный железнодорожный транспорт в Бразилии отсутствует. В настоящее время железнодорожным транспортом Бразилия с другими странами не связана. Единственной железнодорожной линией, подходящей к границе с Бразилией, является линия Санта-Крус - Пуэрто Кихарро в Боливии. Но границу пассажир поезда пересекает уже после окончания поездки, а продолжать путь из бразильской Корумбы ему придётся автобусом или другим видом транспорта.
Бразилия имеет автодорожные переходы на границах со всеми пограничными странами, кроме Колумбии, Венесуэлы и Суринама. Главные из них следующие (в большинстве случаев сохранено оригинальное написание):
В некоторых пунктах пересечения границы, в частности Фос ду Игуасу/Сьюдад дель Эсте/Пуэрто Игуасу, для однодневного визита в приграничные районы соседней страны проходить пограничный контроль не требуется. В частности, это касается посетителей национальных парков Игуасу на Бразильской и Аргентинской сторонах.
В Сан Паулу можно проехать прямыми автобусными рейсами из таких южноамериканских столиц, как Буэнос Айрес, Асунсьон, Монтевидео, Сантьяго де Чили и Лима, хотя такой способ передвижения занимает очень много времени. В особенности, это касается рейсов из Лимы, которые отнимают до пяти суток.
Найти расписания и стоимость проезда можно на центральном справочном ресурсе по автобусам Бразилии BuscaOnibus. Самый большой международный автовокзал Бразилии - Тиете, находится в городе Сан-Паулу. Учитывайте, что дальние рейсы на этих направлениях не всегда ежедневны.
Водным путём в Бразилию можно попасть, в частности, по Амазонке и её притокам из Перу, Венесуэлы и Колумбии. Плавание из верховий реки в её низовья займёт около 12 дней. Там, где граница Бразилии проходит по реке, например, из Боливии в Гуажара-Мирин или Французской Гвианы, можно попасть в Бразилию на пароме. Несколько раз в году возникает возможноть попасть в Бразилию на трансатлантических круизных кораблях, которые осуществляют переброску из зимней Европы в Бразилию для проведения здесь сезона круизов. Эти корабли предлагают иногда достаточно низкие тарифы, поскольку они соверщают вынужденный reposition trip и хотя уменьшить свои расходы на него
Бразилия обладает одной из наиболее развитых в мире сетей авиационного сообщения. Практически все крупные аэропорты находятся под управлением федеральной компании Infraero, на сайте которой можно посмотреть, в том числе, и расписание рейсов и табло прилетов - вылетов по всем аэропортам.
Существует несколько служб поиска и бронирования авиабилетов, из которых можно рекомендовать Decolar.com. Приобретать билеты через неё из России не стоит, поскольку для оплаты она требует банковскую карту, изданную в Бразилии, но для определения расписаний и стоимости билетов на нужном направлении годится вполне, а билеты потом можно купить на сайте самой авиакомпании.
Свыше 80% авиаперевозок в стране обеспечивают две крупные компании: TAM и Gol. Последняя вобрала в себя старую авиакомпанию Varig, а недавно и WebJet, но если под первой торговой маркой перевозки ещё осуществляются (часть самолётов Gol даже выкрашены в ливреи Varig), то вторая торговая марка с 23 ноября 2012 года полностью прекратила существование. Именно на эти две крупные компании проще всего купить билеты из за рубежа. В частности TAM является членом альянса Star Alliance, в который входят такие авиакомпании, как Lufthansa, SAS, Turkish Airlines, Thai Airways, TAP, так что её можно посоветовать людям, участвующих в лётных программах перечисленных авиакомпаний.
Перевозки подчас по более привлекательным ценам осуществляет целый ряд компаний меньше, среди них упомянем Avianca, Azul и TRIP. Приобретение билетов на них по российским карточкам часто связано с проблемами, но эти проблемы можно решать, общаясь со службами поддержки по телефону или веб-чату.
Сеть автодорог Бразилии – самая крупная в Латинской Америке. Её суммарная протяжённость – свыше 1,6 миллиона километров. Автомобиль является удачным видом транспорта, если вы путешествуете по живописным районам, вроде исторических городов Минас Жерайс, по побережью между Рио и Сантосом или по пляжам Северо-Востока. В аэропортах обычно имеются конторы по прокату машин.
Многие дороги в отличном состоянии, в особенности, на Юге и Юго-востоке страны и близ побережья. В прочих частях, за пределами наезженных путей, часто встречаются и дороги с гравийным покрытием, или вообще без оного, лучшим транспортным средством для которых является вездеход. В особенности это относится к региону Амазонии, где многие дороги трудно- или вообще непроходимы в сезон дождей с ноября по март. Посему для путешествия в этих районах стоит озадачиться покупкой хорошей карты, а также информацией о расстояниях, состоянии дорог и приблизительного времени пути. Дорожные карты серииGuia 4 Rodas (продаются в большинстве газетных киосков Бразилии) обеспечивают не только карту с расстояниями, но и информацию по текущему состоянию дорог. Cochera andina публикует полезную информацию почти по 300 трассам страны.
Теоретически, правила дорожного движения в Бразилии напоминают таковые в Западной Европе или Северной Америке. На практике вы можете пережить немало неприятных моментов, если привыкли к Западной культуре вождения, поскольку местные достаточно терпимо относятся к нарушениям ПДД.
Дистанция с впереди идущей машиной выдерживается по совершенному минимуму, ряд могут сменить без какого-либо предупреждения. В крупных городах на машину могут напасть, пока вы ждёте на красном сигнале светофора. Даже если риска ограбления нет, многие водители (в том числе, и городских автобусов) спокойно проезжают на красный свет, если не видят никаких помех на перекрёстке. Местные водители демонстрируют немалую изобретательность в методах экономии времени вроде движения по встречной полосе. В сельской местности на обочине, а то и на проезжей части, часто оказываются сельскохозяйственные животные. Переход дороги пешеходам тоже связан с немалым риском, поскольку водители и не думают снижать скорость при их виде. Качество дорожного покрытия весьма разное, в некоторых местах впечатления от поездки (особенно в тёмное время суток) могут испортить огромные выбоины.
К началу XXI века такая огромная страна, как Бразилия, практически не имеет пассажирского железнодорожного сообщения. Ещё в 70-е годы прошлого века сеть дорог была довольно густая, но до наших дней дожило только два именно пассажирских направления, обслуживаемых одной компанией, хотя пролегают они в разных концах страны.
В Сан Паулу и Рио де Жанейро имеется сеть пригородных электричек. Пригородный трамвай существует в городе Кампус ду Жордан штата Сан Паулу.
Существует также целый ряд поездов, функционирующих в режиме туристического аттракциона. Наиболее известные маршруты таковы:
Отдельно упомняем маршруты компании Serra Verde Express: из Куритибы в Паранагуа штата Парана , из Куритибы в Морретес в том же штате, из Кампу Гранде в Миранда в Южном Пантанале, штат Мату Гросу ду Сул и между городами Арагуая и Виана в прибрежной части штата Эспириту Санту. Есть также несколько маршрутов, стартующих с вокзала Луз в Сан-Паулу по субботам и воскресеньям
Автобусное сообщение в Бразилии хорошо развито, поскольку слабо развиты железные дороги. Автовокзалы (родовьярии) в бразильских городах часто играют роль железнодорожных вокзалов во многих странах. При путешествии на большие расстояния стоит учитывать время поездки. К примеру, поездка из Рио де Жанейро в штаты Юга может занять 24 часа и более. В таком случае стоит рассмотреть вариант перелёта на самолёте, что подчас может оказаться даже дешевле.
А вот более близкие поездки лучше совершать на автобусах. Практически любой город в Бразилии с населением свыше ста тысяч человек имеет прямое сообщение со столицами соседних штатов и с крупными городами такого же масштаба. Более мелкие города обязательно связаны с ближайшим крупным автовокзалом.
Как правило, для поездки требуется только купить билет на автовокзале. Основные автобусные перевозчики Бразилии позволяют купить билеты заранее через интернет, но иностранцу часто воспользоваться этой услугой проблематично, поскольку при покупке надо вводить всё тот же CPF, индивидуальный номер налогоплательщика. Впрочем, не переживайте: проблемы с билетами на автобус бывают только в дни крупных праздников, так что их почти всегда можно купить на месте.
Ни одна автобусная компания не охватывает своими маршрутами всю страну, так что перед поездкой стоит узнать, какая компания обслуживает нужное вам направление. У национального управления наземным транспортом ANTT имеется поисковая машина на сей счёт (на португальском). Также значительную часть направлений (но не все!) можно найти при помощи системы BuscaOnibus . Также имейте в виду, что в наиболее крупных городах (например, Сан Паулу и Рио) имеется более одного автовокзала, так что заранее стоит выяснить и то, откуда именно отправляется нужный вам автобус.
Места в автобусах Бразилии бывают трёх главных классов: наиболее простой Convencional (как правило, без откидывающихся сидений и вообще с минимумом удобств), промежуточный Executivo и спальный Leito (широкие мягкие сиденья, раскидывающиеся почти в горизонтальное ложе. Впрочем, нюансы зависят от конкретных компаний: Executivo у одних может быть удобнее чем Leito у других. Конечно, при ночных переездах лучше предпочесть класс повыше. Выспаться на местах класса Leito можно не хуже, чем в плацкартном вагоне скорого поезда.
Автобусы для всех поездок продолжительностью свыше четырёх часов оборудованы туалетом, питьевой водой, или, в крайнем случае, делают остановку в месте, где можно сходить в туалет.
Большинство новых автовокзалов в Бразилии находятся довольно далеко от центра города, в новостройках, так что, прибывая (или отправляясь) куда-либо в позднее время, готовьтесь воспользоваться такси. В дневное время автовокзал связан с городским центром местным автобусом.
В некоторых случаях при посадке на автобус требуется специальный посадочный талон, свидетельство об оплате автовокзального сбора в размере 1-2 реала. Как правило, это сбор входит в стоимость билета, но изредка его приходится оплачивать отдельно. Сделать это можно в кассе компании, продавшей вам билет на автобус.
Родовьярии часто предлагают стандартный набор услуг, вроде ресторанов фаст-фуда и закусочных, интернет-кафе, бесплатных туалетов и камер хранения. Стоимость этих услуг тем выше, чем крупнее город. Например, оставить чемодан в камере хранения мелкого городка может стоить один реал, а где-нибудь в Ресифи та же услуга стоит уже пять.
Имейте в виду, что билеты на междугородные автобусы в Бразилии именные. При покупке билета вы обязаны предъявить документ с вашей фотографией: паспорт или идентификационную карту. Поскольку с прочтением иностранных (русских в особенности) имён у бразильских кассиров бывают проблемы, то часто паспорта и не просят, а соответствующую графу в билете оставляют пустой. Перед посадкой, пожалуйста, сами впишите в графу NOME своё имя, а в графуNUMERO DO DOCUMENTO номер своего паспорта. На посадке могут спросить.
В бассейне Амазонки и на побережье к западу от Сан Луиса - это основная связь между соседними городами, заменяющая автобус. Порядка полумиллиона человек перевозится ежегодно. Наиболее важными маршрутами тут являются линии Манаус - Белен и Манаус - Порту Велью. Поездка по каждому из них занимает 4-5 суток. Стоимость и условия сильно варьируют в зависимости от судна и класса покупаемого места. Зачастую в качестве занимаемого на судне места выступает гамак, который пассажир обязан принести с собой сам, благо купить его можно недорого прямо в порту у тех, кто уже закончил вою поездку. Размещение в отдельных каютах стоит уже существенно дороже.
Бразильским летом наступает сезон морских круизов. Трансатлантические лайнеры циркулируют по всему побережью Бразилии, Аргентины, Уругвая, вплоть до Огненной Земли.